Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр научно - технического творчества детей и юношества "Техноград"

Дистанционные занятия «Между нами девочками»

Дистанционное обучение с 30.03.2020 по 05.04.2020

На время дистанционного обучения обучающиеся могут подумать над следующими темами:

1. Психология настроения.

Задание:

— Каковы признаки хорошего настроения?

— Для чего необходимо хорошее настроение?

— От чего зависит хорошее настроение?

2. Эмоции (радость; страх, тревога; гнев, злость; стыд; грусть, депрессия; обида; скука; зависть).

Задание:

— дать краткую характеристику перечисленным эмоциям.

После возобновления занятий в очной форме будет продолжено обсуждение указанных тем. Желающие могут подготовить небольшие сообщения.


Дистанционное обучение с 06.04.2020 по 12.04.2020

Тема «Стань умницей или психология познания»

Занятие № 1 от 09.04.2020 г.

Теория.

Основная деятельность, в которой развивается наше внимание, память и мышление — это обучение. Но не всякое обучение способствует развитию. Для этого нужно браться за задачи чуть более сложные, чем те, решать которые тебе по силам без посторонней помощи, но которые тебе вполне доступны. Это задачи, лежащие в твоей зоне ближайшего развития.

Очень важно научиться находить нужную информацию без помощи посторонних (например, учителя) из таких источников как книги или интернет. А уж найденную информацию можно обсудить с учителем, которые всегда готовы подсказать что-нибудь или указать, где можно получить недостающую информацию (например, называют нужные книги).

Это как в спорте является интеллектуальной тренировкой. И каждый раз нагрузки надо увеличивать.

Естественно, это касается не только решения учебных задач, но и любых проблем, которые будут вставать перед тобой в жизни, например при освоении профессии. Работа над ними будет способствовать твоему развитию только в том случае, когда для решения нужно будет постоянно осваивать что-то новое, искать недостающие сведения, советоваться со знающими людьми. Но при этом уровень сложности задач и проблем не должен быть запредельным: если они вдруг окажутся такими, что решить в принципе не в твоих силах, предпринимаемые попытки будут бесплодными и не вызовут ничего, кроме разочарования и негативных эмоций.

Основной путь развития внимания, памяти и мышления – тренировка этих познавательных процессов. Основная задача изучения новых предметов – то тренировка твоих познавательных способностей; внимания, памяти, мышления, воображения. Человечество еще не изобрело более эффективного способа тренировки, чем изучение основ некоторых наук. На первом месте по этому принципу стоят математика и физика.

Кроме того, обучение повышает общий культурный уровень человека, выступает одним из средств передачи чужого жизненного опыта. Этот принцип более ярко выражен у гуманитарных дисциплин, каких как литература и история.

Как меняются познавательные способности человека, когда он взрослеет?

В подростковом возрасте впервые появляются способности к абстрактному мышлению. Не мало подростков начинают размышлять на такие тема как, что такое добро и зло, справедливость, правда, совесть или любовь. В дальнейшем, обычно в студенческие годы, мышление перестает действовать по принципу «да — нет». Умные же взрослые видят мир, образно говоря, многоцветным: они понимают, что в любой точке зрения есть нечто верное и вместе с тем ошибочное, — все зависит от того, как ее рассматривать.

В подростковом возрасте человек уже способен осмысливать не только окружающий мир, но и собственные психологические процессы. , в том числе размышлять по поводу своего собственного мышления и других механизмов, благодаря которым познается мир (в науке это называется красивым словом метопознание). Данной способностью нужно пользоваться: если ты станешь лучше понимать, согласно каким закономерностям твой мозг обрабатывает информацию, сможешь и пользоваться возможностями разума с большей эффективностью. Это своеобразная «инструкция по применению» твоих мозгов.

Несколько таких инструкций.

Как устроено наше внимание?

Пока оно не сконцентрировано, память или мышление не будут действенны. Став более внимательным, ты быстрее справишь с учебными заданиями, и как следствие у тебя окажется больше времени и сил для отдыха и развлечений.

Задание: подготовить письменный ответ на следующие вопросы.

1. Что способствует развитию памяти, вниманию и мышлению?

2. Что такое метопознание?

3. Для чего надо развивать мыслительные способности?


Дистанционное обучение с 13.04.2020 по 19.04.2020

Тема: Внимание – наш внутренний прожектор.

Занятие № 2 от 16.04.2020 г.

Теория.

Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте, готовность к его наиболее четкому восприятию. Таков своеобразный «внутренний прожектор», высвечивающий то, что а данный момент человек воспринимает, над че размышляет, что держит в поле наиболее ясного сознания.

Свойства памяти.

1. Объем – это количество объектов, которые одновременно могут ясно осознаваться человеком (их число от 5 до 9).

2. Устойчивость — способность внимания длительное время удерживаться на одном объекте, не отвлекаясь на посторонние. Небольшие колебания внимания не мешают сконцентрироваться на одной деятельности. В среднем в возрасте 12-15 лет удается, не отвлекаясь , заниматься одним и тем же делом 40-50 минут, потом желательно сделать перерыв хотя бы на 5 минут, иначе устойчивость внимания снизится.

3. Переключаемость – способность внимания быстро переходить с одного объекта на другой. Люди, обладающие натренированным вниманием, могут длительное время сконцентрироваться на одном объекте, но при необходимости за доли секунды переключатся на другой.

Т.о., внимание как прожектор, выхватывающий из темноты то, что в данный момент находится в поле наиболее ясного восприятия. Объем – это ширина луча прожектора, определяющая количество объектов, которые он одновременно может осветить. Устойчивость — способность луча прожектора перемещаться вслед за наблюдаемыми объектами, не теряя их из виду при изменении или перемещении. Переключаемость – это возможность луча быстро перемещаться с объекта на объект.

Закономерности работы внимания.

Основные принципы, благодаря которым работает наш «внутренний прожектор»:

1. Внимание более устойчиво, когда вокруг меньше отвлекающих факторов. Одновременно делать несколько дел большинство людей не могут.

2. При глубокой концентрации внимания на чем-то одном, хуже замечаешь, что происходит вокруг, и труднее переключаться с одного объекта на другой.

3. Если вокруг человека появляется что-то новое, то это непроизвольно притягивает внимание, т.к. трудно удерживать внимание на одном и том же объекте, долго совершать абсолютно одинаковые действия. Поэтому лучше чередовать разные виды работы.

4. Внимание непроизвольно привлекается к движущимся объектам. Поэтому чтобы не отвлекаться следует разместиться таким образом, чтобы в это время в поле зрения не попадали подвижные объекты (в том числе и движущие изображения на экране телевизора или компьютера), иначе внимание неизбежно «перетянется» на них.

5. Существует сильная связь между вниманием и умением управлять своими движениями. Чем меньше посторонних движений ты будешь совершать, тем легче поддерживать концентрацию внимания.

Умение управлять своим вниманием дает возможность быстрее и эффективней выполнять любую деятельность, легко ориентироваться в новых ситуациях. Если же возникнут обстоятельства критические, экстремальные (пожар, нападение, авария) твоя способность быстро сконцентрировать внимание на способах решения проблем или выхода из нее, а не своих эмоций, может спасти тебе жизнь. Так что тренируй свое внимание!

Задание:

подготовить письменное описание наиболее подходящей обстановки для выполнения домашних заданий


Дистанционное обучение с 20.04.2020 по 26.04.2020

Тема: «Память – летопись нашей жизни»

Если человека лишить памяти, то он становиться беспомощным как новорожденный ребенок. И не будь у людей способности помнить то, что с ними происходило, они не могли бы ровным счетом ничему научиться. При некоторых заболеваниях головного мозга так и происходит. Но в подавляющем большинстве случаев забывчивость связана не с болезнями, с тем, что человек не умеет управлять своей памятью или просто не хочет запоминать определенный материал.

Разновидности памяти.

Существует несколько разновидностей памяти, которые выделяются по разным признакам.

1. По длительности хранения информации.

Мгновенная (сенсорная) – это память, в течение нескольких секунд хранящая информацию, воспринимаемую нами с помощью органов чувств. Закрой глаза- зрительная картинка еще будет некоторое время «стоять» перед тобой. Это и есть сенсорная память.

Оперативная — память, в которой храниться та информация, с которой мы непосредственно работаем. Она же сохраняет впечатления, накопленные человеком в течение дня. Во время сна информация из этой памяти перезаписывается в долговременную (у этих разновидностей памяти различные физиологические механизмы). После этого человек готов к восприятию новых впечатлений.

Долговременная – многие воспоминания сохраняются в этой памяти всю жизнь, до глубокой старости.

2. По принципам организации информации.

Биографическая – память на жизненные события. Это своеобразная кинолента жизни человека. По всей видимости, на ней записано все, что когда-либо происходило с кем-либо, хотя и не все он может сознательно вспомнить. Информация, сохраняющаяся в этой памяти. Привязана к биографии человека и к контексту восприятия: вместе с восприятиями о событиях в ней содержится и информация о всех тех условиях, в которых эти события случились.

Память по знаниям – содержит набор общих знаний о мире и о себе. Такая информация не привязана к биографии и к тому контексту, в котором она воспринималась. Например, в этой памяти хранятся слова языка, на котором говорит человек. Они помнятся сами по себе. Безотносительно к тем условиям, в которых мы их впервые узнали.

3. По степени осмысленности

Механическая память хранит информацию, которую человек не понимает, а просто механически вызубривает.

Смысловая – бережет материал, который понят и осмыслен.

4. По разновидности запоминания информации.

Словесно-логическая: память на факты, знания, описанные в словесной форме события.

Образная: память на зрительные образы, изображения, звуки.

Эмоциональная: память на эмоции, чувства, переживания.

Двигательная: память на движения.

Задание:

— перечислить какие виды памяти используются чаще всего в вашей жизни.

Занятие №4 от 23.04.2020

Тема: Процессы памяти.

Запоминание – это запечатление информации в памяти. Проблемы на этой стадии связаны не столько с дефектами в работе последней, сколько с недостаточной концентрации внимания.

Сохранение. Информация не просто пассивно хранится, как на компьютерном диске, но активно видоизменяется, продолжает обрабатываться. Новые сведения запечатлеваются в памяти намного прочнее, если они мысленно сравниваются и сопоставляются с уже имеющимися в ней. Это проявление единства процессов памяти и мышления.

Воспроизведение. Как оно происходит? Основных способов два: узнавание и припоминание. Об узнавании говорят, когда воспоминание наступает при повторном восприятии объекта. Припоминание – это воспроизведение информации «с белого листа», без опоры на повторное воспроизведение. Обычно человек узнать может гораздо больше, чем припомнить.

Забывание – это разрушение следов памяти или их «перекрывание» более новыми впечатлениями. Сама информация остается в нашей памяти. Но теряется возможность сознательного доступа к ней в нужный момент.

Задание:

— подготовить сообщение на тему «Для чего надо развивать память»


Дистанционное обучение с 27.04.2020 по 30.04.2020

Тема: Закономерности работы памяти

Существует несколько закономерностей, по которым работает наша память. Они помогут тебе запомнить нужную информацию более быстро и прочно.

Быстрее и прочнее запоминается та информация, которую человек использует в своей деятельности. Так заучиваю иностранные слова, составь с ними небольшой диалог, т.е. отнесись к ним осознанно.

Человек лучше запоминает то, что связано с его собственным жизненным опытом. При запоминании постарайся найти какие-нибудь параллели со своим опытом.

До 80 % информации теряется в течение суток после того, как она поступила в сознание человека. Когда узнаешь что-то новое на занятиях, то проще и эффективнее повторить это в тот же день вечером. Для этого достаточно лишь бегло просмотреть его. И он закрепится в памяти. А перед контрольной или экзаменом достаточно посмотреть еще раз, чтобы «освежить» материал.

Эмоционально окрашенная информация запоминается гораздо лучше, чем безразличная для человека. Причем какие именно эмоции не важно будь то радость или раздражение.

Эффективнее запоминается та информация, которая поступает сразу через несколько органов чувств. Таких каналов три: зрение, слух, телесные ощущения. У разных людей эти каналы работают по-разному: у одних – слух, у других- зрительная память, у кого-то – через физическими действиями.

Если хочешь хорошо запомнить то, что слушаешь, — записывай тезисы. Ведь при этом ты будешь воспринимать информацию не только через слух, а также через зрение и даже непосредственно через мышечные ощущения, возникающие при письме. Если хочешь запомнить то, что видишь, — проговори про себя или расскажи кому-нибудь, что именно ты разглядела.

Лучше запоминается то, что находится в начале и в конце, чем то, что в середине («эффект ореола»). Начиная изучать что-либо, воспринимаешь информацию на свежую голову, а когда продходишь к концу, информация не перекрывается более новыми впечатлениями, оставаясь на поверхности нашего сознания.

Лучше всего храниться в памяти информация, связанная с незавершенными действиями. Т.е. о работе помнишь до тех пор, пока она не завершена.

Информацию лучше всего припомнить, оказавшись в тех же условиях, в которых она исходно запоминалась. Это касается не только внешних условий, но и нашего физиологического состояния и переживаемых эмоций. Поэтому если не можешь вспомнить что-нибудь, но помнишь, когда и где именно ты могла это узнать, — как можно ярче представь себя находящейся в том же месте, в тех же условиях.

Задание: подготовить сообщение о том, как лучше готовиться к экзаменам.

Занятие № 6 от 30.04.20

Тема: «Мышление — изящество разума».

Мышление — это наша внутренняя деятельность, связанная с логической обработкой информации. Оно дает нам возможность находить решение проблем и создавать новые знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде. Именно мышление позволяет человеку выйти за границы непосредственно воспринимаемого и размышлять о том, что непосредственно нельзя увидеть.

В мышлении размыкаются пределы непосредственно воспринимаемой жизненной ситуации, становятся видны ее причины и следствия.

С помощью мышления рождаются новые знания на основе уже имеющихся, однако именно эта его возможность большинством людей востребована не очень часто. Обычно приходится искать решения конкретных проблем, которые перед тобой ставит жизнь. Как же осуществить такой поиск? Есть 2 способа.

Мышление может быть направлено на поиск единственно правильного ответа. Это происходит, когда решаешь математический пример, который в большинстве подразумевает один правильный ответ. Это так называемое конвергентное («сходящееся») мышление: чем дальше ты продвигаешься в решении задачи, тем меньше возможных ответов остается. В конце концов остается один правильный. Однако при решении жизненных ситуаций

единственно правильного ответа нет, а подразумевается возможность выбора.

Такие задачи, когда отыскивается не единственно верный вариант, а наилучший из многих, помогает решать дивергентное («расходящееся») мышление. Находя различные пути решения проблемы, человек оценивает их по различным признакам и выбирает наиболее подходящий. Именно с такой мыслительной стратегией связано творчество.

Задание:

— Описать жизненную ситуацию, при которой возможно несколько вариантов правильного решения проблемы.

— Привести пример использования дивергентного мышления.


Дистанционное обучение с 04.05.2020 по 10.05.2020


Дистанционное обучение с 12.05.2020 по 17.05.2020

Тема «Воображение и творчество»

Занятие от 15.05.2020 г.

Теория.

Воображение-познавательный процесс, основанный на мышлении, при котором человек мысленно создает образ того, что им непосредственно не воспринималось. Выделяются два вида воображения: реконструктивное и творческое.

Реконструктивное воображение-это создание образа на основании текста, знаний. Например, при чтении художественной литературы представляешь себе описанные в ней события. Чем она лучше и интереснее, тем ярче твои представления. Это работа твоего воображения, которое на основе прочитанного текста воссоздает, реконструирует зрительные образы, исходно заложенные в текст писателем.

Творческое же воображение подразумевает самостоятельное создание новых образов, которые в дальнейшем могут реализовываться в деятельности. Творческое воображение требуется для решения любых задач, и не только художественных, где подразумевается ситуация неопределенности. Продумывание расстановки мебели в комнате или подготовка кулинарного блюда — тоже весьма творческие задачи.

По большей части воображение и творчество-это не создание чего-то принципиально нового, а структурирование по-новому уже известного. Даже в новаторских открытиях бывает только 5-10% нового, а остальное-детали уже известного, просто структурированные необычным оригинальным образом. Т.е., используя уже имеющиеся знания, можно дополнить их новой информацией. Таким образом, более эффективно творит тот, кто много знает!

Например, писатели перед тем как написать историческое произведение, досконально изучают исторические документы того или иного периода, а потом дополняют их своим творческим воображением, чтобы создать образ, поражающий своей живостью и достоверностью.

Как ты думаешь, сводится ли творчество к воображению? Конечно же нет. Воображение-это исходная и порой самая важная, но отнюдь не единственная часть творчества. Оно позволяет создать лишь образ того результата, который мы хотим сотворить, но отнюдь не сам результат. Очень многие талантливые люди не достигают в жизни успехов и не могут самореализоваться как раз потому, что идеи-то порождают хорошие и в большом количестве, однако им не хватает трудолюбия, чтобы воплотить их в жизнь.

В творческом процессе порождение идей и их критическая оценка разделены по времени. Сначала происходит продвижение идей и замыслов, а уж потом они начинают оцениваться, и происходит выбор наоболее приемлемых. Есть специальный прием активизации творческого мышления группы людей: мозговой штурм.

Например, собирается группа людей, перед ними ставиться определенная задача, и каждый участник начинает выдвигать способы решения данной проблемы, которые им приходят в голову, даже самые нелепые и фантастические. Они записываются, а потом начинают пристально рассматривать каждую из них. Это помогает «расшевелить мозги». Т.О., выдвигаются неожиданные и оригинальные идеи. Что собственно и требуется.

Потом на следующей стадии работы, выдвинутые ранее идеи, поочередно критически оцениваются, нелепые отбрасываются, а удачные развиваются дальше.

Практикум.

1. Используя каждую фигуру по отдельности+- (квадрат, круг, треугольник) создайте целостное осмысленное изображение. Старайтесь сделать их оригинальными, необычными. Можно сделать несколько вариантов. Выберите лучший.

2. Придумать несколько интересных необычных способов использования исписанных листов бумаги.